Get Adobe Flash player

Опознанный летающий объект

Никита ГУДКОВ | Фото автора и Клуба классических автомобилей

В начале июля в Угличе, Ростове, Тутаеве, Ярославле, Тейкове, Юрьеве-Польском, Сергиевом Посаде на центральных площадях останавливалась красная «летающая тарелка». По-итальянски — Disco Volante. Точнее, Alfa Romeo Disco Volante 1953 года выпуска. Легендарный прототип Alfa Romeo принимал участие в пятом международном ретроралли Золотое Кольцо, а одним из «инопланетян» в кокпите этого автомобильного чуда был ваш покорный слуга…

 

Возможностью поехать штурманом с самим Лучано Виаро, трехкратным победителем Mille Miglia и «фирменным пилотом» музея Alfa Romeo, я обязан организатору неофициального «российского Mille Miglia» Борису Баженину. Согласился, конечно, не раздумывая: когда еще удастся провести четыре дня в экспериментальном гоночном прототипе 55-летней давности?

Но когда перед стартом на Васильевском спуске я заглянул в салон этого алюминиевого шедевра, то стал оттягивать момент посадки как мог… Говорят, что до конца 50-х годов штурмана в автоспорте вроде как и за человека не считали? Истинная правда! Alfa Romeo Disco Volante строилась «вокруг пилота». Трансмиссионный тоннель настолько смещен влево (гоночные «итальянцы» тех времен строились праворульными), что места остается разве что… на полштурмана. Вытягивать ноги можно лишь по одной. Сиденье зажато между тоннелем и каркасом кузова — да так, что при первой возможности на стоянке мне пришлось снимать его боковину. Я ведь целый, на половинки делиться не умею…

Сначала была Красная площадь, традиционный для Золотого Кольца дождь «на дорожку» и две группы зрителей. Первая окружала нашу «тарелку»: зрелище и сегодня удивительное. А вторая неизменно толпилась вокруг радиоведущего Александра Пикуленко и его Москвича-403 — того самого, на котором я проехал Золотое Кольцо в прошлом году. Всенародной любви удостоился и второй экипаж на отечественной технике — Константин Выклюк и Фабио Мондини на «двадцать первой» Волге. Обе машины прекрасно восстановлены: Золотое Кольцо держит высокую планку.

Это — наши основные конкуренты: Альберто и Лука Бордонья и их Innocenti Mini Cooper выпуска 1971 года    

Правда, прирастает оно пока все же за счет иномарок. Темп роста количества участников не снижается — на этот раз стартовало 33 экипажа против 25 в прошлом году. Из них семь полностью иностранных и три смешанных. В том числе и наш.

Соперники Виаро (а теперь и мои) хорошо знакомы по прежним годам — итальянец Альберто Бордонья с сынишкой Люкой, москвичи Егор Ушаков и Анна Грибкова на Опеле GT, а также сам Баженин, который на этот раз прошел всю трассу на родстере MGA Sebring 1959 года. Но самым старым автомобилем пробега оказалась наша Alfa Romeo, носящая заводской код C52. Позже это сыграло большую роль…

В 50-е годы прошлого века штурман был скорее механиком: у него под рукой находились блоки предохранителей, выключатели дворников, бензонасосов и света, указатель температуры масла. В ногах — аккумулятор и выключатель массы. Впрочем, термометр системы охлаждения и масляный манометр — на стороне водителя Единственное построенное купе Alfa Romeo Disco Volante находится в прекрасном состоянии. Поэтому фирменный музей с готовностью вывозит его на мероприятия, подобные Золотому Кольцу, по нескольку раз в год  

Признаться, как штурман я настраивался на легкую прогулку: все спецучастки на точность соблюдения средней скорости Виаро проезжает сам, а я знай подсказывай дорогу. Но как только увидел свое «рабочее место» и узнал, что у нас не только трипмастера, но и спидометра с тахометром нет, — насторожился.

И не зря. В этом году организаторы изменили систему подсчета очков — в зачет идет все, и «права на ошибку» у экипажей больше нет. В условиях, когда лидеры ловят буквально сотые секунды, отклонение на секунду или две, вполне привычное по меркам наших любительских ралли, недопустимо!

Спецучастки Лучано проходит с помощью им же сконструированного прибора, больше напоминающего компьютер, чем секундомер. Выпуск приборов хронометража — основной бизнес моего пилота. Bora дает посекундные звуковые сигналы, начиная с 15 секунд до времени расчетного финиша. Лучано вслух ведет отсчет: «15, 14, 13…» и в «ноль» проходит линию финиша.

Приз зрительских симпатий, если бы такой был, завоевали бы на двоих Москвич-403 и Волга ГАЗ-21 Маршрут Золотого Кольца проходил не только через известные туристам города, но и через стоящие немного в стороне от основных маршрутов, а оттого более заманчивые Юрьев-Польский, Тутаев. Или, например, Тейково — на центральной площади этого городка ракетчиков проходит спецучасток Lancia Flaminia GT 1964 года  

Я же ведал навигацией. Поначалу успешно, хотя дорожная книга не обошлась без ошибок. Но считать расстояние по секундомеру, без одометра, мне пришлось первый раз в жизни!

Режим движения, на первый взгляд, неспешен: средние скорости не больше 50 км/ч, каждые два-три часа остановка в очередном старинном русском городе. Но проехать два-три часа на любой, даже серийной машине 50-х годов — тяжкий труд. А если, как у нас, спинки сидений стоят строго вертикально, то спина просто жаждет очередной разминки. Уму непостижимо, как народ проезжал на этих машинах по тысяче-полторы километров на гонках вроде Mille Miglia или Targa Florio. Эх, не было у Фанхио и Нуволари профсоюза, как у нынешних пилотов…


Спецучастки на Дмитровском полигоне — традиционная «изюминка» Золотого Кольца

Впрочем, не меньшее уважение вызывают и конструкторы Alfa Romeo, создавшие Disco Volante не только передовой, но и прочной машиной: она до пор ни разу не реставрировалась! Правда, сюрпризов подбросила: буквально в первый день у нас отказались включаться вторая и четвертая передачи. А коробка передач на Disco Volante экспериментальная, со сближенными передаточными числами и оригинальной схемой выбора ступеней. Первая расположена там, где мы привыкли находить третью, а третья и четвертая — на левой «линии». Помогла пара хороших ям — передачи снова «нашлись». Чтобы потом пропасть еще не раз…

Лучано пускает секундомер точно в момент пересечения самодельной метки линии старта В отсутствие какого-либо обдува лобового стекла дождь — это целая проблема  

Хотя главная драма разыгралась во второй день. С утра до вечера шел проливной дождь. А печки у нас нет, вентиляция — лишь через «половинки» плексигласовых боковых окошек. Впрочем, нет. Вскоре обнаружились дополнительные «вентиляционные отверстия». Как раз подо мной проходил выхлопной тракт, который крепится к каркасу кузова сквозь большие дырки в наружных панелях. Через них вся грязь и вода с дороги вместе с выхлопными газами летят в салон! Для полноты картины вода льется из щелей вокруг двери. И ладно мы мокрые, но лобовое стекло запотевает секунд за десять!

В общем, день мы провели так: в одной руке — тряпка, в другой — руль или дорожная книга. Умудрились даже безошибочно пройти хитрые допы на Дмитровском полигоне, на которых традиционно блуждает большинство участников.

Но не успели доехать до Талдома, как стеклоочиститель со стороны Лучано издал прощальный всхлип срезавшейся шестеренки. Вы никогда не ездили одновременно с запотевшим и залитым водой стеклом? И слава богу! Но Лучано не унывал и газ не отпускал — говорит, привык ездить без дворников на довоенных машинах. А когда наша техподдержка раздобыла флакончик состава Antirain, жизнь и вовсе наладилась.

За машиной стоимостью от одного до двух миллионов евро (по разным данным) неотступно следовал механик из музея Alfa Romeo Двухлитровый двухвальный мотор с «пятидесятыми» «веберами» и коротким настроенным впускным трактом имеет высокую для тех лет степень сжатия — 8,73:1 За спинками сидений — запасное колесо, прямо под ним — верхний А-образный рычаг задней подвески

Капли легко скатывались с панорамного стекла: с аэродинамикой у Disco Volante действительно все в порядке. В 1952—1953 годах в итальянском ателье Touring было построено три такие машины: две — с разными вариантами открытых кузовов и одно купе — наше. Запатентованная обтекаемая форма кузова была хороша даже в условиях бокового ветра, а лучшие показатели оказались именно у прототипа с закрытым кузовом.

Touring строил Disco Volante по своей фирменной технологии Superleggera: стальной пространственный каркас и выколоченные из алюминия наружные панели. Причем каркас еще тогда добротно промазали антикором — за электрохимическую коррозию после езды под дождем музейщики не беспокоились.

К передним тормозам идут воздуховоды, но сами механизмы — барабанные, от седана Alfa Romeo 1900 Двухдисковое сцепление и тормоза с гидроусилителем управляются напольными педалями
Замок двери: потянешь за веревочку — он и откроется… Наружных ручек не предусмотрено: с улицы надо отодвинуть форточку и просунуть руку к ремешку Вытяжная вентиляция — через жабры, проделанные в пластиковых задних окошках

Волновались ребята из музея Alfa Romeo, сопровождавшие «летающую тарелку» в России, за другое. Дороги! Колдобины, бесконечные заплатки, колеи, бесшабашные горе-драйверы… Лучано коллег успокаивал: дороги Золотого Кольца все же год от года улучшаются. А к неадекватным водителям он привык: за год он участвует в 20—30 подобных ралли от Аргентины до Японии, и наши водители — еще не самые плохие. Помогает и раллийный опыт: впервые Виаро стартовал в гонке более 40 лет назад.

Его главная заповедь: «Respect the car», «уважай машину». Даже в запарке он переключает передачи с двойным выжимом напольной педали сцепления и аккуратно объезжает ямы.

Между прочим, Alfa Romeo Disco Volante на удивление хорошо вела себя на наших ямах. Ее подвески взяты от седана Alfa Romeo 1900: двухрычажная спереди и зависимая с верхним А-образным рычагом сзади. По кругу — пружины и гидравлические амортизаторы. Огромные спицованные колеса с высоким профилем (6,00-16) проглатывают даже глубокие ямы с острыми краями. А в поворотах машина держится на удивление хорошо. На неровностях задний мост, конечно, стряхивает с траектории. Но сцепление с дорогой теряется минимально! На дугу Alfa встает с охотцей — похоже, поворачиваемость близка к избыточной: Disco Volante даже прямую держит с трудом.

В основе Disco Volante — подвеска и некоторые другие узлы первой серийной Альфы с несущим кузовом, модели 1900 (на фото слева). Купе Disco Volante было построено в одном экземпляре, а две открытые машины отличались между собой кузовами. На фото справа — «летающая тарелка» с плоскими боковинами, предназначенная для соревнований по подъему на холм

Но главный кайф — это двухвальный четырехцилиндровый мотор. Построен он на базе двигателя модели 1900 Sprint, однако у него оригинальный алюминиевый, а не чугунный, блок цилиндров и увеличенный до двух литров рабочий объем. Горизонтальные «веберы» без фильтра на впуске и короткий настроенный выхлоп позволяют снять 158 л.с. при 6500 об/мин. При снаряженной массе всего 735 килограммов это означает «максималку» 220—225 км/ч! Более того, для Хуана Мануэля Фанхио в один из прототипов позже установили сначала шестицилиндровый трехлитровый мотор мощностью 230 л.с., а потом и 3,5-литровый агрегат на 16 л.с. мощнее. Этот автомобиль сохранился в музее Бискаретти в Турине — остальные два Disco Volante прописаны в музее Alfa Romeo в Арезе под Миланом.

Выжимать 220 км/ч Виаро, конечно, не собирался. Но до 160 км/ч на пустом прямике под Юрьевом-Польским мы разогнались относительно легко — скорость засекли по километровым столбам. Незабываемые ощущения! Машина стелется по дороге, рев мотора с ростом оборотов будто очищается и просит: «Еще, еще!» Гоночная порода…

Величественный Aston Martin DBS 1970 года вел смешанный британско-канадский экипаж Alfa Romeo оказалась самой популярной маркой Золотого Кольца. Всего стартовало пять Альф, в том числе — Spider 1968 года Тимура Алиева из московского Клуба Италия  

Хотя в свои годы «тарелка» в соревнованиях почти не участвовала — предпочтение отдавали немного менее экстравагантному спайдеру 6C 3000CM, построенному по той же схеме. В 1953 году под управлением Фанхио один из них получил серебро на Mille Miglia.

Мы же закончили первый и второй дни Золотого Кольца победителями. Это были отдельные соревнования — для тех, кто не хочет платить «полный» стартовый взнос в 71 тысячу рублей или может отлучиться с работы только на выходные. До победы в основном зачете четырехдневного марафона было рукой подать. Но как мы ни старались держать концентрацию, буквально в последний день из-за ошибки ввода на одном из допов «привезли» почти две секунды. По меркам Золотого Кольца — пропасть…

Спасло нас то, что остальные спецучастки Лучано проехал феноменально точно. Вдобавок у нашего основного конкурента Альберто Бордоньи был более «молодой» Innocenti Mini Cooper 1971 года. А по правилам, его штрафные очки умножаются на «возрастной коэффициент» — для 1971 года это 1,71. А для нашей «летающей тарелки» 1953 года коэффициент — 1,53! Спасибо, Alfa…

Словом, пятое Золотое Кольцо мы выиграли. Оно, кстати, стало самым успешным и самым сложным за всю историю. Более 30 машин, 72 дополнительных участка длиной от 30 метров до 73 километров… Для сравнения: на Mille Miglia в этом году допов было 49, и многие посчитали это перебором.

Но если мне еще раз предложат поучаствовать в ретроралли — соглашусь не задумываясь. Раз в жизни стоит засунуть себя на четыре дня в Disco Volante, или вдрызг промокнуть в открытом MG, или трястить по шоссе Ярославль—Тутаев на 10-дюймовых колесиках Mini… Просто для того, чтобы на собственной шкуре понять, что такое автомобильная история — и как непросто нам досталось то, что мы сейчас принимаем за данность.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Alfa Romeo 1900 С52 Disco Volante
Размеры, мм  
колесная база 2220
колея передняя/задняя 1235/1200
Снаряженная масса, кг 735
Двигатель бензиновый, с двумя карбюраторами Weber 50DCO3
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1997
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 85,0/88,0
Степень сжатия 8,73:1
Число клапанов 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 158/116/6500
Коробка передач механическая, 4-ступенчатая
Передаточные числа  
I 2,80
II 1,85
III 1,24
IV 1,0
главная передача 3,9 или 4,1
Привод задний
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвеска зависимая, пружинная, с верхним А-образным рычагом
Тормоза барабанные
Шины 6,00-16
Максимальная скорость, км/ч 220-225
Емкость топливного бака, л 105
Ралли Золотое Кольцо (5—8 июля)
Место Экипаж (страна, автомобиль, год выпуска) Очки
1 Л.Виаро/Н.Гудков (I/RUS, Alfa Romeo C52 Disco Volante, 1953) 999,0
2 А.Бордонья/Л.Бордонья (I/I, Innocenti Mini Cooper, 1971) 1012,3
3 Б.Баженин/А.Баженин (RUS/RUS, MFA Sebring, 1959) 1672,6
4 Е.Ушаков/А.Грибкова (RUS/RUS, Opel GT, 1970) 2949,4
5 А.Паньковский/Е.Паньковский (RUS/RUS, Chevrolet Corvette, 1966) 5084,5
6 Д.Логунов/Е.Логунова (RUS/RUS, Fiat 124 Spider, 1966) 6175,2

 

 

Обзоры
Наверх